БЛОК2ГЛАВНАЯНОВОСТИСТАТЬИ

Судьба любого поэта – это как краткое содержание эпохи. А сам поэт – как фонарь, он «подсвечивает» трагизм, противоречия, тайные надежды поколения.

Биографическая справка

Петр Иванович Евдо́шенко родился в 25 января 1896 года в селе Повстино Пирятинского уезда Полтавской губернии (Украина), происходил из родов казаков, священнослужителей и дворян. 

В метрической книге Михайловской церкви села Повстино указано следующее. Родители: села Повстина казак Иоанн Петров Евдошенко и его жена Анна Дмитриевна. Крестные родители: села Повстина псаломщик Василий Гаврилович Ильин и дворянка Софья Дмитриевна Подгорецкая.

Отец Петра, Иван Петрович Евдошенко, был попечителем (настоятелем) учебных заведений всего уезда. 

Степан Иванович Евдошенко (предположительно, предок Петра по отцовской линии) – предводитель Дворянского собрания, имеет знак за лет гражданской службы. Запись о нём сохранилась в издании «Месяцеслов и общий штат Российской империи», г.1833 ч.2, стр. 177. 

Биографическая справка

Судьбы всех поэтов разные, потому что своей судьбой они пишут не хронологию, которую написал бы историк, а «поэму об эпохе». А поэма всегда у каждого своя. 

Но в каждой эпохе есть общее настроение, «цветовая гамма». Слог, стиль поэзии начала ХХ века мы узнаем сразу, даже если читаем стихотворение неизвестного автора. 

Что характерно для поэзии Серебряного века? Неологизмы! Стихотворные стили Маяковского, Хлебникова, Есенина, Цветаевой, Евдо́шенко не похожи друг на друга, но их объединяет любовь к неологизмам. Не все неологизмы поэтов Серебряного века вошли в наш язык, поэтому точнее их назвать не неологизмами, а окказионализмами. 

Окказионали́зм (от лат. оccasio «случай») – индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем и используемый им исключительно в условиях определенного контекста. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка[

Вот только несколько примеров (по материалам из книги М. Аксеновой «Невероятный русский»):

Сергей Есенин определил колокольчик как среброзвонный.

Игорь Северянин придумал, что можно жемчужить звезды в свои сонеты.

Осип Мандельштам в стихотворении «Чернозем» назвал молчание черноречивым.

Владимир Маяковский научил нас строить планов громадьё.

Марина Цветаева создала наречие, определяющее то, как чувствует себя поющий. И теперь мы можем не только чувствовать, что нам легко петь, но и что нам петь серебряно.

В стихотворении «Причудливые лики» Петра Евдо́шенко – целых 7 окказионализмов. 

Интересна звуковая линия стиха: в каждом слове есть буква «л». Писать звуком – еще одна черта поэзии начала ХХ века. Но «Причудливые лики» – не просто «стих без слов», используемый в звуковой поэзии. Здесь атмосфера большого зала передана и фонетически, и семантически. Это стихотворение Евдошенко ближе к пушкинской строке «Знакомым шумом шорох их вершин…» из «Вновь я посетил». Но «Причудливые лики» – не одна строка, а завершенное стихотворение:

Хрустальных люстр сияльное слиянье.

Ленивый всплеск усталого рояля.

Ласкающий контральт виолончели…

Сцеплённость пленных взглядов и желаний.

Менливая изломность линий зала.

Причудливая многоликость цели.

Блудливый блеск улыбных бриллиантов

В плену у тел на стеблях белых пальцев.

Волнливых слов летучая целуйность

Приливов, взлётов, гибелей гирлянды.

И бледных мыслей, за́клятых скитальцев,

Ползуче-золотая лучеструйность.

Строка «В плену у тел на стеблях белых пальцев» – яркий представитель искусства начала ХХ. В памяти сразу всплывают растительные орнаменты модерна и длинные мундштуки в тонких женских пальцах.

Жизненный и творческий путь поэта 

Жизненный путь Петра Ивановича можно проследить по его творчеству. В опубликованном в 1917 г. сборнике стихотворений Петра Евдо́шенко «Брызги каскадные» имеется несколько стихотворений, в которых запечатлены некоторые детали его жизни.

В стихотворении «Умерла она», 1916 год 9 июня, которое адресовано К.Ш., описано, что автор вдвоем с К.Ш. участвует в похоронах какой-то женщины, которая долго жила («век ея был прекрасен и длинен»). Петр говорит, что могила будет скромна, и посещать ее не будут: «Мы могилу навеки оставим, и не будет над ней мавзолея». Возможно, хоронят мать или бабушку, а К. – одна из сестер Петра, уже вышедшая замуж. 

Интересно, что Петр употребляет церковный термин «прокимен», что говорит о том, что он хорошо знал церковный обиход. Это подтверждается стихотворением «Приснилось», которое обращено к Дмитрию Ильину. Восприемником Петра и его сестры Ксении был псаломщик Ильин. Возможно, Дмитрий – родственник Ильиных, которые были близкими друзьями Евдошенко.

Мотив отъезда из родных мест, описанный в стихотворении «Умерла она», перекликается с довольно точным описанием вокзала в стихотворении «Земная жизнь – томительный вокзал». Обрисованы помещения и вагоны трех классов, т. е. это вокзал в большом городе. Стихотворение датировано 23 декабря 1916 года. Петр не долго жил в Повстино и покинул его до 1917 года, когда после революции деление на классы было отменено. 

В стихотворении «Фетиш» (16 ноября 1916 года) явно описан город, бульвары, на которых есть электрические фонари или кинотеатр: «Когда в бурливые бульвары вонзится зрак электро-мага».

В стихотворении «Причудливые лики» (15 декабря 1916 года) описан большой ярко освещенный зал, в котором происходит концерт и бал, говорится о дамах в брильянтах. Такое событие могло происходить в уездном городе, в столице губернии или даже в столице империи.

Наконец, в стихотворении «Красные флаги» явно описана массовая демонстрация, которая могла произойти, скорее всего, в столичном городе. Дата, указанная в тексте, – 1916 год, 18 марта – скорее всего, ошибочна, т.к. революционные события в России начались в марте 1917 года.

Петр какое-то время жил в крупных городах. По сведениям Пирятинского краеведческого общества, Петр был студентом Харьковского университета. 

Младшая и любимая сестра Петра, Екатерина Ивановна, вспоминала, как они любили вместе смеяться и дурачиться: она набирала в рот воды, обрызгивала ею Петра говорила, что это – брызги каскадные (название сборника стихов Петра Ивановича)

pastedGraphic.png

Вероятно, в Москве или в Ростове-на-Дону Петр Евдо́шенко познакомился со знаменитой Евдоксией Никитиной. С 1914 года в московском доме Евдоксии и ее первого мужа Н.В. Богушевского по субботам стал собираться литературный кружок – будущие знаменитые Никитинские субботники. Во время Гражданской войны кружок был перенесён в Ростов-на-Дону, где Никитина некоторое время жила уже со вторым мужем, А.М. Никитиным. Рукописи двух стихотворений Петра Ивановича Евдо́шенко сохранились в архиве Никитиной (в настоящее время находятся в РГАЛИ)

Сборник стихов Петра Евдо́шенко «Брызги каскадные»

Сборник стихов «Брызги каскадные» опубликован в 1917 г. в Пирятине. Единственный сохранившийся экземпляр сейчас находится в Российской национальной библиотеке, которая до 1917 года называлась «Императорская публичная библиотека» и была общедоступной. На обложке имеется владельческая надпись: «Давид (Коневский?) СПб 1917». Таким образом, книга находилась в собрании этого человека в 1917 г., а сам он проживал в Петрограде, но продолжал называть его Санкт-Петербургом.

Помимо владельческой надписи, имеется штамп библиотеки уже советского времени: «Гос. Публичная библиотека в Ленинграде». Возможно, владелец продал свое собрание в библиотеку, либо в антикварный магазин, а библиотека закупила книгу в этом магазине.

Также имеется штамп 1943 года, вероятно, книга проходила проверку на наличие. Книга была издана в мягкой обложке, переплетена позднее. Интересно, что цена была изменена, о чем свидетельствует наклейка.

Сборник «Брызги каскадные» был переиздан в Москве в 2007 году, тираж книги – 3000 экземпляров

На стихотворения Петра Евдо́шенко «Сирень цветёт», «В золотистый день» и «Вдруг» сняты арт-видео (поэтические клипы).

Аудиокнига «Брызги каскадные» была озвучена народным артистом Российской Федерации Виктором Зозулиным. 

Е.В. Петрова