Народный артист России Юрий Розум — один из самых востребованных пианистов в мире. Он выходит на сцену более 300 раз в год, выступает в легендарных залах и решается на необычные для классических исполнителей эксперименты — чего стоит концерт в пещере вулкана Горелый на Камчатке или «Лунная соната» на парящем в воздухе рояле во время байк-шоу! О музыке, йоге, которой он увлекается с 16 лет, новом поколении и классических шедеврах, способных спасти от хандры, маэстро рассказал в интервью нашему журналу.
— Юрий Александрович, вы профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных, создали четыре благотворительных фонда, много гастролируете — в общем, щедро делитесь энергией с миром. А что получаете взамен? Чем, например, сегодняшний день порадовал?
— Сегодня были занятия со студентами, а это всегда две стороны медали. Не все удается сделать, показать — нынешние студенты более рассредоточенные. Полагаю, сказывается общая атмосфера: интернет, обилие информации — нужной, ненужной и просто вредной. Загруженность сознания приводит к недостаточному погружению в свое дело. А наше дело требует фанатического погружения! Иначе ум превращается, как говорили древние индусы, в «прыгающую обезьяну», которая скачет с одной ветки на другую, и не возникает медитативного состояния, а оно необходимо. Я сам прошел через многие разные увлечения, но не скакал как обезьяна, а погружался во что-то одно…
— Это вы про свой роман, который начали писать в шесть лет?
— Роман — это несколько наивно. Но как раз показательно, что уже с детства меня интересовали самые разные вещи. Я с ума сходил по индейцам, «Маленькие дикари» Сетона-Томпсона зачитывал до дыр. Мы строили вигвам на даче, изучали следы птиц, натаскивали собак. Конечно, до конца перевоплотиться не получалось, но энтузиазма было достаточно. Потом на смену пришла философия, увлечение йогой. Одно сменяло другое, и часто музыка становилась на второй, а иногда — и на третий план.
— Ваш отец — знаменитый баритон, мама — известнейший дирижер, оба — народные артисты. Очевидно, что прекрасная музыка окружала вас с детства. И все же можете вспомнить первое осознанное восприятие музыки?
— Я слышал музыку еще «изнутри», потому что мама до последних дней беременности продолжала руководить хором и преподавать в Гнесинке. Слышал вокальные занятия папы дома… А что уж говорить о том, когда я появился на свет! «Сын хора», я был на многих папиных премьерах, сольных концертах, спектаклях — музыка была моим воздухом!
Но если говорить про осознанную встречу, это случилось в возрасте пяти с половиной лет. К маме приходили концертмейстеры, две девушки. Они всегда мне что-то играли. Точно помню, одна — «Фантазию-экспромт» Шопена, другая — «Лунную сонату» Бетховена. И то и другое в до-диез миноре — эту тональность я полюбил на всю жизнь, даже диск записал — «Магия до-диез минора». Как-то раз одна из них в ожидании мамы стала играть со мной в музыкальные игры и поняла, что, не зная нотной грамоты, я могу точно определить высоту каждого звука. Я подходил из другой комнаты и повторял любую ноту или аккорд, которые она брала. Это показатель абсолютного слуха. Маму новость рассмешила, она была уверена, что у меня нет слуха вообще — я всегда пел мимо нот. До сих пор так пою… И тогда меня начали учить. Я помню первый аккомпанемент папе — песню «Санта Лючия» в до мажоре, потом еще какие-то неаполитанские песни.
Меня привели к первой учительнице в подготовительный класс, я начал заниматься. Правда, не полюбил это дело совсем — она была педагогом не моего типа, она заставляла, но не увлекала. Переворот в моём отношении к музыке сделала Анна Даниловна Артоболевская — преподаватель Центральной музыкальной школы при консерватории им. Чайковского. Невероятная личность и гениальный педагог! После встречи с ней появилось осознанное желание посвятить жизнь музыке.
Зона особой ранимости
— Глядя на детей, которым помогает ваш благотворительный фонд, задаешься вопросом: возможно ли раскрыться таланту, если жизненная среда к этому не располагает, и что может помочь?
— Дети разные. Есть дети — «ледоколы» в музыке и в жизни. Несмотря ни на что идут к цели. Но эта черта характера не обязательно связана с музыкальным талантом. Если такое качество есть, оно помогает таланту, но часто у одаренных детей этой внутренней силы нет. И такая тонкая натура нуждается в поддержке. Важно вовремя объяснить ребенку, что неудача — это не конец, а, наоборот, начало новой страницы. Тем, кому повезло родиться в центральных городах, где культура и образование развиты, легче — их замечают и, как правило, не дают сломаться. А если такой мальчишка или девчонка растут в «медвежьем углу», где ребенка со скрипочкой могут освистать на улице, — практически нет шанса на выживание таланта. И они часто сходят с музыкального пути, а порой — и с жизненного. Потому что талант — это внутренний огонь, который может сжигать сам себя, если ему не дать правильный выход.
— Часто ли подопечные фонда оказываются в трудной жизненной ситуации?
— Для музыканта трудная ситуация — неудачный концерт, экзамен, провал. Мы поддерживаем ребят не только финансово, но и психологически, творчески — объясняем, как нужно в таких случаях поступить, внимательно следим за моментами переутомления.
Немало фондов, которые представляют собой скорее концертные агентства, нежели благотворительные организации. Такие, случается, перегружают своих подопечных. Успех есть, востребованность в детском талантливом исполнительстве есть, интерес международный огромный — и ребенок пашет. У него нет времени на разучивание новой программы, даже в школу ходить некогда! Но главная беда — в этом возрасте легко перетрудить свою психику. Детям важнее накапливать, чем расточать. Были случаи, когда родители обращались с криком о помощи: ребенок сыграл за последний месяц 15 концертов и теперь не подходит к роялю или не берет скрипку.
— Что делать?
— В таких случаях я советую просто исчезнуть — сменить обстановку, уехать, некоторое время побыть без музыки. Обычно помогает. Талант — это всегда зона особой ранимости.
— Посоветуйте молодым родителям, как привить ребенку любовь к музыке?
— С детства увлекать красивыми, несложными музыкальными произведениями. Вальсами, балетной музыкой… Не перегружать полифонией, крупными формами. Чтобы постепенно ребенок привыкал к этому языку. Заставлять в меру — не под страхом наказания, а увлекать. Сейчас даже придуманы компьютерные программы, которые обучают музыке в игровом формате. Также очень важен пример. Водите детей на концерты сверстников.
«Невыездной»
— Многим известна история, когда вас, третьекурсника консерватории, из-за политических и религиозных убеждений не пустили на престижный конкурс в Брюссель, сделали «невыездным». И вместо блистательных концертов по всему миру была служба в армии. Как пережили это время?
— В армии полтора года я практически не прикасался к роялю. Лишь один раз исполнил «Аппассионату» на военном концерте, выучил буквально за неделю. Только проблема была не в игре на рояле — навыки сразу восстановились, а в необходимости играть в полном обмундировании. Мне не разрешили снять фуражку, и когда я кланялся — по привычке довольно активно — она упала и я ее удачно подхватил, чем вызвал гомерический хохот зала.
И хотя армия обошлась без фортепианной игры, это серьезная глава моей жизни. Через многое пришлось пройти, особенно в первое время… Поначалу призывники спали на скамейках на улице, было очень холодно. Для баловня судьбы из артистической семьи это было тяжелым испытанием. Школа жизни нормальная…
— Неужели этот опыт мог как-то в жизни пригодиться?!
— Пригодилось все! Когда началась гастрольная жизнь, она не сразу была усеяна цветами. Я был солистом областной филармонии, тогда это была концертная организация второго уровня. Были и плацкарты, и междугородние автобусы. Как правило, никто не встречал. Помню случай, когда утром прошел шесть километров пешком по зимней дороге из аэропорта в поселок и потом там давал концерты каждый вечер, потому что неделю не мог улететь. Разное было — есть о чем вспомнить, мне всегда есть о чем говорить с публикой средствами музыки.
— А ведь это уже после победы на конкурсах в Барселоне и Монреале и звания заслуженного артиста РСФСР. Неужели и это не помогало?
— Не очень. Потому что в целом позиция была второсортная. Но в этом я тоже вижу плюс: я посмотрел страну не из окна лимузина, а по самой почве прошелся.
Я думаю, если бы тогда, на третьем курсе, я бы взял первую премию в Брюсселе и получил три года самых престижных концертов в лучших залах мира с лучшими оркестрами, карьера бы сложилась намного ярче, но внутреннего наполнения музыка, наверное, такого бы не имела.
Магия цифр и сила музыки
— Когда-то чтение русских философов, романов Солженицына и прочей запрещенной литературы стоило вам престижного заграничного конкурса. А какая книга сейчас у вас настольная?
— Вы представляете мою жизнь — 300 выступлений в год, два вуза, 4 фонда, несколько моих собственных фестивалей, которые с первой до последней ноты я организую, провожу и сам в них участвую… Когда в таком состоянии после трудового дня доползаешь до дома, максимум, что могу себе позволить, — почитать любимую поэзию: Пушкина, Тютчева, Пастернака. Это меня очень наполняет.
— И по-прежнему не позволяете себе ничего, кроме воды, пока не выполните утренний комплекс упражнений?
— Да, это закон, которому следую с шестнадцати лет. Пока не сделал утренний комплекс, только вода или пустой чай. Комплекс длится 25-30 минут. Правда, сейчас не только йога, добавляю элементы лечебной физкультуры. Раньше гнулся как гуттаперчевый мальчик, сейчас не все могу сделать.
— И перед каждым концертом повторяете две, ставшие уже знаменитыми, асаны?
— Да, конечно. Стойка на голове и «поза мертвого тела».
— Потрясающе! В этом году ваш день рождения выпал на красивую зеркальную дату: 22.02.2022. Уже ощущаете магию цифр?
— Ни в коей мере! Я вообще не верю ни в астрологию, ни в магию чисел. Это увлекательно, забавно, любопытно, но для меня совершенно нереально. Мне кажется, свобода воли, которая нам дана, многое определяет в нашей жизни — можно так повернуть, можно эдак. Господь творит наши судьбы в соответствии с нашими деяниями.
— Музыка может спасти от стресса? Многие чувствуют тревожность, напряжение. Какую музыку посоветуете послушать, чтобы найти умиротворение?
— Вся музыка замечательно помогает в трудную минуту. Вся хорошая музыка. Для меня это в первую очередь романтики, к примеру, Шопен, Чайковский. Если же попробовать составить универсальный рецепт, пусть это будут близкие вам известные произведения. Музыка к «Метели» Свиридова, знаменитый вальс до минор Шостаковича, вальсы Штрауса, балетные фрагменты Чайковского — из «Щелкунчика», «Спящей красавицы». То, что легко слушается, где хорошая мелодия. Чтобы взбодриться — Хачатурян: музыка из «Спартака», «Танец с саблями», «Бал-маскарад». Вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», «Ромео и Джульетта» Чайковского, «Лунная соната»… Музыка абсолютно бесконечно прекрасна! Это не просто язык, это живительное лекарство. И для меня тоже. Если наступает тяжелый момент в жизни, я сажусь за рояль. И постепенно улетаю от всех мыслей.
— Вспомните момент, когда вы были абсолютно счастливы.
— Победный момент в Барселоне после годов безуспешной борьбы с системой. На третьем курсе я получил по голове… нет, не то слово — по жизни. Потом была армия и робкий выезд на конкурс в Мадрид, где я не мог ни при каких обстоятельствах выиграть, слишком большой был перерыв в занятиях. А еще через полгода Барселона — труднейший конкурс, первенство во всех трех турах и единогласная первая премия. Посыпались предложения от менеджеров — гастроли, фестивали, записи, съемки. Только я не представлял, что этому не дано осуществиться. Я так и оставался «невыездным» — меня пустили под присмотром именно на конкурс. Все те менеджеры получили отказ. Но этот момент счастья!.. Все-таки я человек профессии. Успех, который дала мне музыка, ни с чем не сравним. Если только с моментом первой любви. Когда в пятом классе Центральной музыкальной школы признался в любви девочке, по которой сходил с ума три года, и получил в ответ взаимное признание. Такого же головокружительного счастья момент я испытал, когда увидел список победителей и на самом верху свою фамилию с подписью «Единогласно». Потом, конечно, были в жизни свои радости. Но вот третьего такого момента — не знаю — я бы, может, и не вынес…
— Юрий Александрович, вы состоявшийся человек и достигли всего, чего хотели. А есть что-то еще, что вы хотели бы сделать?
— Действительно, очень многое в жизни состоялось. И у меня ощущение, что я прожил очень много жизней: был пацифистом и военным, баловнем судьбы и неудачником, был аскетом и эпикурейцем, был востребованным и безработным, семьянином и ловеласом. Казалось бы, все, что можно, попробовал. Но есть еще два-три абсолютно новых направления судьбы, которые я бы хотел прожить. Больше пока ничего не буду говорить, но ясно одно: куда бы меня судьба ни забросила и кем бы я ни стал, музыка все равно останется со мной.